VESTA Чемпионат уехал, а инфраструктура осталась: что будет с построенным к ЧМ-2018


Аренда Продажа Новостройки Новости Добавить объявление

Чемпионат уехал, а инфраструктура осталась: что будет с построенным к ЧМ-2018

25 июля 2018

Чемпионат мира по футболу в России закончился 15 июля. Обычно от таких мероприятий ожидают не только краткосрочного эффекта в виде роста туристического потока, но и долгосрочных «дивидендов» от построенной инфраструктуры. Редакция IRN.RU выяснила, что было построено к чемпионату и как это будет использовано в будущем.

ЧМ в цифрах

По данным оргкомитета чемпионата мира по футболу, на подготовку к первенству было потрачено 683 млрд рублей – это самый высокий показатель в истории. Из них 265 млрд руб. ушло на спортивную инфраструктуру, 228 млрд – на транспортную, 74 млрд – на жилищную и медицинскую, еще 116 млрд составили операционные расходы. При этом, по подсчетам РБК, с учетом региональных бюджетов и дополнительных расходов полные затраты оказались даже выше – около 883 млрд рублей.

Экономический эффект от чемпионата, по оценке Центробанка, выразится в ускорении роста ВВП на 0,1-0,2 процентных пункта по итогам 2018 года. К этому должны привести рост розничной торговли, продаж гостиничных, ресторанных и транспортных услуг. По данным Ростуризма, города ЧМ посетили более 5 млн туристов, включая почти 3 млн иностранцев. Основной поток туристов пришелся на Москву (около 2,7 млн человек), Санкт-Петербург (более 600 000) и Сочи (более 500 000).

По оценке Bank of America, внутренний спрос за июнь-июль вырос на $5 млрд (310 млрд рублей), сообщают «Ведомости». Из-за наплыва туристов чемпионат повлиял на сегмент стрит-ретейла. Так, по данным Colliers, на фоне чемпионата мира по футболу вакантность в сегменте стрит-ритейла в Москве снизилась до 4,8% по итогам I полугодия 2018 г. – это минимальный показатель за последние четыре года. По словам руководителя департамента стрит-ритейла по России Colliers International Екатерины Подлесных, низкий уровень вакантности в сегменте стрит-ритейла (на уровне 4,5-5%) сохранится как минимум до конца года.

Однако обычно такие мероприятия не окупаются напрямую, но могут дать экономический эффект в долгосрочной перспективе благодаря эксплуатации новых объектов. Правительство со ссылкой на подготовленный для него отчет Mckinsey заявляет, что в течение ближайших пяти лет инфраструктура, построенная к ЧМ, будет приносить дополнительные 150-210 млрд рублей для ВВП ежегодно.

Стадионы – переизбыток мест

Изначально планировалось, что матчи чемпионата мира примут 16 стадионов в 14 городах. Однако в окончательно утвержденном плане их число сократилось до 12 в 11 городах. В частности, было решено отказаться от строительства арены в Московской области и реконструкции стадиона в Ярославле.

В Ростове, Волгограде, Самаре, Нижнем Новгороде, Калининграде и Саранске были построены новые стадионы. В Екатеринбурге формально обозначена реконструкция старого стадиона, но факту он был построен с нуля на прежнем месте. Еще четыре стадиона – «Открытие Арена» и «Лужники» в Москве, «Фишт» в Сочи и «Санкт-Петербург» - были сданы в 2013–2017 годах, и их строительство/реконструкция не были связаны с планами принять в России чемпионат мира. Еще 21 млрд руб. из федерального бюджета был потрачен на строительство и реконструкцию 92 тренировочных полей. Суммарно строительство семи новых стадионов и тренировочных площадок к чемпионату мира обошлось бюджету в 149 млрд руб.

Построенные стадионы будут переданы местным футбольным клубом. При этом дальнейшая окупаемость стадионов под вопросом. Она зависит от посещаемости во время российских матчей – в рамках Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) или первенства Футбольной национальной лиги (ФНЛ). Вместимость стадионов, построенных и реконструированных к чемпионату мира, составляет не менее 45 000 зрителей.

При этом, по данным IPG Estate, в данный момент лишь два стадиона в России заполняются на 80-90% – это «Открытие Арена» и «Зенит Арена», на которых играют ФК «Спартак» и «Зенит». По оценкам экспертов, после ЧМ 2018 стадионы, которые в дальнейшем будут использоваться для проведения матчей Премьер-лиги (высшая и самая популярная лига российского футбола), смогут окупиться в более короткие сроки, привлекая болельщиков и зарабатывая на этом. Сложнее придется стадионам, на которых играют клубы ФНЛ: болельщиков у них значительно меньше, чем в Премьер-лиге, а права на телетрансляции матчей стоят дешевле. Содержание стадионов станет для клубов ФНЛ дополнительной нагрузкой, которую понесут либо спонсоры, либо власти. Помимо проведения матчей на стадионах можно зарабатывать за счет организации массовых мероприятий, например, концертов и фестивалей.

Транспорт: не все удалось

Несмотря на то, что расходы на строительство транспортной инфраструктуры составили около трети от всех трат на организацию чемпионата, многие запланированные проекты не были реализованы. Так, в заявочной книге упоминалась организация скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Сочи, строительство высокоскоростной железнодорожной линии, предназначенной для международных поездок в страны ЕС, создание прямой железнодорожной линии Москва — Вена с широкой колеей. Было также обещано, что все аэропорты в городах, принимающих ЧМ, получат железнодорожную связь с центрами этих городов по типу аэроэкспресса в Москве.

Крупнейшими объектами транспортной инфраструктуры, построенными к ЧМ, стали новые терминалы в аэропортах Санкт-Петербурга, Москвы (Шереметьево B), Самары, Волгограда и Нижнего Новгорода, а также модернизация терминала аэропорта Кольцово в Екатеринбурге и новый аэропорт Платов в Ростове-на-Дону. По данным JLL, в результате появления нового аэропорта Ростовская область стала регионом с самыми высокими расходами (59 млрд руб.) на транспортную инфраструктуру среди всех регионов России. Кроме того, было реконструировано и модернизировано 20 железнодорожных вокзалов и станций.

В двух городах – Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде – были построены новые станции метрополитена. В Северной столице открылись две новые станции – «Новокрестовская» и «Беговая», в Нижнем Новгороде – одна, «Стрелка».

Общая протяженность построенных и отремонтированных дорог составила 178 км. Основные трассы, на которых обновили дорожное покрытие, – это M7 «Волга» в Московской и Владимирской областях, M5 «Урал» в Самарской области, Р-239 в Татарстане и Р-22 «Каспий» в Волгоградской области.

Некоторые гостиницы сменят назначение

Единственная статья правительственной программы, которая должна была целиком финансироваться за счет средств инвесторов, - строительство новых гостиниц – была в итоге сильно сокращена. Из 62 отелей, запланированных к строительству в 2013 году, было возведено лишь 19, остальные исключили из программы.

По данным IPG Estate, уже к тому моменту, когда Россия выиграла право на проведение чемпионата мира (это произошло в декабре 2010 года), обеспеченность номерным фондом городов, принимающих ЧМ 2018, соответствовала заявленным требованиям ФИФА. Но, несмотря на это, за четыре года до мундиаля номерной фонд в России в среднем вырос на 10%.

В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сочи и Калининграде, где развит деловой и познавательный туризм, прирост гостиничного фонда происходил естественным путем. В остальных российских городах – Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде, Самаре, Ростове-на-Дону – объекты строились специально к чемпионату. На рынок этих городов вышли международные сети: Lotte в Самару, Four Points by Sheraton и Mercure в столицу Мордовии, Courtyard by Marriott, Radisson Blu в Ростове-на-Дону, Hampton By Hilton, Park Inn by Radisson, Hilton Garden Inn в Волгограде, Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin, Courtyard by Marriott, Hampton by Hilton в Нижнем Новгороде.

Заполняемость гостиниц, по оценкам экспертов, в период чемпионата составила около 90% против обычных 54%. Однако после окончания мундиаля поддерживать такой спрос на гостиничные номера не удастся. Относительно востребованными останутся гостиницы в туристических и деловых центрах. А вот Нижний Новгород, Саранск, Волгоград, Самара и Ростов-на-Дону, по прогнозам IPG Estate, столкнутся с проблемами при заполнении и невостребованностью гостиничных объектов, поскольку программы познавательного и делового туризма в данных регионах развиты слабо.

Логичное решение приняли в Саранске, построив гостинично-жилой комплекс «Тавла», который на момент мундиаля функционировал как «олимпийская деревня» для туристов, а впоследствии выйдет на рынок жилья. В других городах, где прирост номерного фонда составил 10-20%, по прогнозам IPG Estate, собственники могут принять решение переформатировать гостиничные объекты под другие коммерческие функции, например, офисный центр, МФК.

Таким образом, к чемпионату мира по футболу было построено немало объектов спортивной, транспортной и туристической инфраструктуры. Однако очевидно, при отсутствии грамотного управления не все из них будут востребованы после завершения первенства.

Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.

Читайте также



Справочники: