VESTA
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Споры с работодателем: судиться или нет?2 апряля 2019
В некоторых случаях конфликт между начальником и подчинённым можно урегулировать только через суд. Rjob узнал, когда нужно писать исковое заявление, а когда решать спор с глазу на глаз, и на чьей стороне чаще всего закон и почему. Три веских повода заглянуть в судСудебная тяжба с работодателем – явление распространённое. Почему подчинённые ищут защиты в вышестоящих инстанциях? 1. Увольнение Одна из популярных причин, по мнению юриста Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и партнёры» Александры Вдовиной, кроется в неправомерном увольнении. Потерявшие работу сотрудники, не уповая на совестливость босса, стремглав бегут в суд. «Основанием для удовлетворения иска работника могут быть нарушения, допущенные работодателем при увольнении. Срок для подачи в суд иска о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки. Если этот срок пропущен без уважительных причин, судом может быть отказано в восстановлении на работе из-за несвоевременного обращения без исследования иных обстоятельств по делу», – комментирует эксперт. 2. Деньги Консультант Русской Школы Управления по трудовому праву Юлия Жижерина считает, что суть всех трудовых споров между работником и начальством – решение денежного вопроса. «Даже когда работники просят суд восстановить их на работе, это тоже касается денег. Работник считает, что его незаконно уволили и лишили средств к существованию. Чаще всего работники просят суд взыскать невыплаченные зарплаты и премии, считают, что им неправильно начислили деньги за сверхурочную работу, не дали необходимые надбавки», – говорит Юлия Жижерина. 3. Личная неприязнь Бывает, что начальник и подчинённый не могут найти общий язык. Небольшие разногласия перерастают в масштабные конфликты, которые могут привести к увольнению сотрудника. «Встречаются случаи увольнения на почве личных разногласий между подчинённым и руководителем. Без видимой на то причины, без каких-либо нарушений. И такие случаи непременно попадают в суд», – комментирует Иван Кузнецов, адвокат «Абсолют Лигал». Победитель и проигравшийКто чаще всего выигрывает в ходе судебных разбирательств? Всё зависит от повода, который спровоцировал конфликт. По словам Юлии Жижериной, спор об увольнении по-прежнему чаще выигрывают работники: «Это связано с тем, что постсоветское трудовое законодательство сильно усложняет процесс увольнения множеством различных процедурных моментов». А вот Иван Кузнецов считает, что при рассмотрении исков, связанных с восстановлением на работе сотрудника, чаще всего выносится решение в пользу работодателя. К счастью, в вопросах невыплаченной зарплаты суд на 99% на стороне работников. «Рассмотрим случай невыплаты заработной платы работникам магазина мебели из-за «невыполненного плана продаж». Налицо явное нарушение Трудового Кодекса, трудового договора и даже Уголовного Кодекса (ст. 145.1), и сотруднику, обратившемуся в суд, не составило труда доказать свою правоту. Согласно УК РФ, суд постановил: работодатель наказывается штрафом в виде 160 тысяч рублей», – приводит пример из практики Иван Кузнецов. Сложнее обстоят дела с невыплаченными премиями и прочими материальными поощрениями. «Здесь суды чаще на стороне работодателей, так как премия не является гарантированной выплатой», – поясняет Юлия Жижерина. Не доводи до пределаВ некоторых случаях без вмешательства третьей стороны (судьи) не обойтись. Однако наши эксперты рекомендуют, когда это возможно, решить спор мирно. «Если есть возможность договориться без суда, то лучше так и сделать. Потому что после судебного разбирательства и работник, и работодатель могут получить на бирже труда плохую репутацию», – говорит адвокат Иван Кузнецов. Если дело дошло до суда, то эксперт советует акцентировать внимание на трудовом договоре, заключённом с прямым работодателем, а также на Трудовом Кодексе, который даёт обеим сторонам этого договора гарантии качественного труда и платы за него. Юлия Жижерина также рассматривает суд как средство, к которому нужно прибегнуть в самую последнюю очередь. «Часто оказывается, что и увольняться не надо, и премию можно получить, если с начальником не ссориться. Но когда конфликт на такой стадии, что работать уже невозможно, то следует стараться договориться о наиболее приемлемых вариантах увольнения, например, с денежной компенсацией или с возможностью некоторое время поискать работу, оставаясь в этой компании. На мой взгляд, худшее, что может сделать работник – это демонстративно хлопнуть дверью со словами: «Встретимся в суде». Ведь вряд ли репутация сутяжника в дальнейшем упростит поиск работы», – комментирует эксперт. Не доводите дело до суда, если конфликт можно свести на нет без боя. Но если проблему иначе не решить, изучите свой трудовой договор, поищите информацию в Трудовом Кодексе, проконсультируйтесь с опытным юристом и напишите исковое заявление. Читайте также |
||||||||||||
|