VESTA Инфляция дипломов: вуза уже недостаточно?


Аренда Продажа Новостройки Новости Добавить объявление

Инфляция дипломов: вуза уже недостаточно?

9 июля 2018

Высшее образование давно не гарантирует успех в профессии и карьере. Rjob выяснил, обесценился ли диплом вуза, где и как стоит учиться в условиях «инфляции дипломов» и что работодатели считают важнее диплома.

Что такое «инфляция дипломов»

Каких-то сто лет назад большая часть населения России была малограмотна – достижением было умение читать, писать и считать. Но развитие сферы образования происходит феноменально быстро – сейчас большая часть населения России уже получила диплом о высшем или среднем профессиональном образовании. По данным исследования Education at a Glance Организации экономического сотрудничества и развития, в 2016 году Россия занимала второе место по уровню образованности после Кореи. 56 % населения в возрасте от 25 до 64 лет получили высшее или среднее профессиональное образование, а среди молодёжи 25-34 лет этот процент ещё выше – 60 %. В этой ситуации простое наличие диплома уже перестаёт быть знаком качества специалиста. Работодателю требуются новые подтверждения уровня знаний и компетенций.

Лакмусовая бумажка

Доступность вузовского образования не означает, что получать его теперь нет необходимости. Просто требование о высшем образовании стало само собой разумеющимся. «Инфляция дипломов», на удивление, не привела к их полному обесцениванию. Теперь закончить вуз для специалиста стало таким же естественным и очевидным процессом, каким раньше было окончание школы.

Анна Загумённая
Event-директор агентства PR Partner

Если кандидату на должность не удалось поступить и отучиться в вузе, это обязательно вызовет вопросы. Сейчас мало кто осознанно не идёт получать образование после школы, чаще причиной служат плохие баллы ЕГЭ или вовсе нежелание развиваться. Если в первом случае может быть виной стечение обстоятельств, то людей, которым не свойственна жажда знаний, работодатель вряд ли захочет видеть в числе своих сотрудников.

Юлия Грызенкова
Доцент кафедры «Ипотечное жилищное кредитование и страхование» Финансового Университета при Правительстве РФ

Без высшего образования сейчас трудно устроиться даже на те должности, чьи функции соответствуют среднему специальному образованию. С этим сталкиваются выпускники колледжей и техникумов, которые в состоянии, например, заключать договора страхования, вести базы данных, заниматься урегулированием убытков. Но современная практика показывает, что предпочтение отдаётся соискателям с высшим образованием, пусть и непрофильным, которые обладают коммуникативными возможностями и в состоянии приобрести нужную квалификацию на рабочем месте.

Умение учиться

Эксперты в один голос говорят о том, что вузовское образование даёт одно неоспоримое преимущество – учит человека учиться. Любой университетский троечник знает, где искать информацию, как её переработать, проверить уникальность проекта и защитить его, чтобы сдать зачёт или экзамен. И это умение приспосабливаться, развитие общей культуры тоже важно для работодателя.

Борис Альхимович
управляющий партнёр Redday event

Высшее образование в первую очередь учит людей технологии отбора, структурирования и обработки информации, о какой бы специальности ни шла речь. Базовые специализированные знания совсем не сложно получить, гораздо сложнее ими воспользоваться. Поэтому не стоит зацикливаться на выборе определённого вуза или дополнительного образования – гораздо полезнее уделить достаточное время самообразованию и самосовершенствованию в рамках учебной программы, которая в большинстве вузов по одной и той же специальности практически идентична.

Личные качества важнее диплома

В условиях, когда диплом есть почти у каждого, соискателям приходится искать новые способы произвести впечатление на работодателя. И проще всего использовать личные качества, которые скорее связаны с особенностями характера, чем с каким-либо образованием.

Кирилл Ципривуз
партнер компании «Стороженко и партнёры»

Многие наши сотрудники продолжают учёбу параллельно с работой. Это нормальный западный опыт. Нам важен потенциал человека, а не его дипломы. На собеседовании видно, как человек говорит. Ему можно задать несколько вопросов по специальности, предложить кейс. Когда человек искренне заинтересован в работе, его проще всему обучить. На первый план выходят качества соискателя – ответственность, обязательность, умение действовать самостоятельно.

Берём количеством

Самый простой способ выиграть гонку образований – получить больше дипломов или учёных степеней. Есть шанс, что при прочих равных работодатель выберет того соискателя, кто несколько раз повышал квалификацию и проходил профессиональную переподготовку.

Анастасия Боровская
директор Русской Школы Управления

Такими курсами всё чаще пользуются в целях миграции из одной сферы в другую. Финансисты переучиваются на маркетологов, менеджеры по продажам – на логистов и так далее. Здесь обучение строится на практике и отработке конкретных навыков, а базис остаётся старый. Обычно такого диплома достаточно, чтобы устроиться на новую для себя должность, так как работодатель понимает, что берёт на работу хоть и начинающего, но уже готового специалиста.

Катарина Тимошенко
руководитель департамента управления персоналом компании «СоюзХимТранс-Авто»

В реалиях ежедневных изменений и неопределённости человек должен уметь быстро адаптироваться, применяя все свои знания. А если он 10 лет назад закончил вуз и прошёл за это время пару курсов или вебинаров, то можно говорить о «закостенелости взглядов». В работе это будет минусом, так как человек будет накладывать знакомые ему шаблоны на разные рабочие ситуации, не умея взглянуть шире.

Практика, практика и ещё раз практика

У выпускников вузов готовность приступить к практической работе не всегда очевидна. Отлично подготовленные с теоретической точки зрения студенты порой вовсе не представляют, как применить полученные знания на практике.

«Необходимо ещё во время обучения проходить как можно больше стажировок и работать хотя бы на добровольных началах, – считает Анна Загумённая. – Потому что часто теория и практика по профессии в действительности не соответствуют друг другу».

Олесья Горьковая
генеральный директор HackerU в России

Обесценивание вузовского образования связано не с его общедоступностью, а с оторванностью от реальных потребностей рынка труда. В эпоху цифровой экономики 3-5-летние программы теряют актуальность уже к концу обучения. Работодатель смотрит на реальные прикладные навыки, а не на дипломы о высшем образовании. Например, IT-сектор сейчас – это не просто знания математики и программирования, но также Big Data, нейронные сети, системы информационной безопасности, веб-разработка сложных платформ и многое другое.

Елена Яхонтова
профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС

Соискателям я могу посоветовать научиться фокусироваться и чётко расставлять приоритеты. Своё время и ресурсы надо тратить только на то, что реально необходимо для реализации в выбранной сфере деятельности. Например, если выбрали для себя академическую карьеру, то участвовать в научных проектах, писать статьи и защищать диссертации надо обязательно. А вот удачной карьере в компании больше помогут программы повышения квалификации, сертификаты и конкретные достижения в профессиональной деятельности.

Диплом диплому рознь

В 2016 году эксперты Института образования НИУ ВШЭ провели исследование, согласно которому 41 % вузов из 896 зарегистрированных в России, негосударственные. И отношение к ним и их выпускникам у многих работодателей предвзятое. В регионах даже встречаются объявления о вакансиях с уточнением «выпускников вуза Икс просьба не беспокоить». В столицах поток соискателей, наоборот, ограничивают определёнными вузами, например, МГУ, МГИМО или «Бауманка».

Руководитель департамента по работе с персоналом QBF Светлана Белодед выделяет три группы вузов, вне зависимости от того, государственные они или коммерческие. В первых упор делают на освоение практических навыков, поэтому у выпускников «хромают» фундаментальные знания, которые придётся подтягивать самостоятельно. Вторая группа вузов славится хорошей теоретической подготовкой, и их выпускники наиболее ценны на рынке труда. Как правило, их достаточно научить применять полученные знания на практике. А третья группа вузов просто позволяет получить диплом о высшем образовании установленного образца. Существует множество рейтингов вузов, но ключевыми в стране были, есть и будут около 50 из них. На эти полсотни и стоит ориентироваться на первоначальном этапе.

Следующий этап – международный уровень

Чтобы не собирать коллекцию дипломов в России, можно сразу подняться на уровень выше и выиграть гонку дипломов – поступить в один из ведущих мировых вузов.

Алексей Долинский
основатель сервиса Coursalytics, член Экспертного совета при Правительстве РФ

Сейчас, когда у россиян есть возможность учиться в любых странах мира, российские вузы проигрывают конкуренцию. Из стран Западной Европы и США в Россию приезжают не более нескольких тысяч иностранных студентов год, в то же время такое же число россиян учится в одной только Финляндии, а уж в США, Великобритании, Германии и т.д. – несравнимо больше. Очевидно, что они по умолчанию имеют преимущество перед выпускниками российских вузов в будущей конкуренции на рынке труда. Если уж выбирать только из российских университетов, то надо искать те, где есть возможность международных стажировок и программы, частично проходящие на английском языке.

Джейми Битон
основатель и генеральный директор компании Crimson Education

Успешное обучение в одном из университетов США или Великобритании – прямой путь к престижной и высокооплачиваемой работе, ведь рекрутеры международных корпораций нередко приходят в университетские кампусы в поисках молодых перспективных сотрудников. На российском рынке диплом одного из топовых университетов мира тоже является преимуществом. Различия в российском и зарубежном походе к обучению приводят к тому, что выпускники университетов за границей отличаются нестандартным мышлением и свежим взглядом на бизнес в российских реалиях.

Диплом – пустая трата времени и денег?

Многие работодатели уже сейчас понимают, что диплома о высшем образовании недостаточно, чтобы оценить подходящего кандидата. Это особенно очевидно в динамично развивающихся сферах, таких, как IT, где фундаментальное образование на порядок отстаёт от реальных потребностей компаний.

«Разнообразие способов получения знаний и навыков вне стен университетов (тренинговые компании, обучение онлайн и др.) поставили под сомнение необходимость учиться в течение нескольких лет, – полагает Алексей Долинский. – Например, в тренинговой компании General Assembly компетенцию программиста можно получить за 12 недель, и этого достаточно, чтобы претендовать на позицию в американской ИТ-компании с гонораром около 60 тысяч долларов в год. Естественно, что на этом фоне привлекательность дорожающего традиционного образования снижается».

Тем не менее, о закрытии вузов в ближайшие десятилетия говорить не приходится. Каждый новичок на рынке труда сам выбирает карьерную стратегию: кто-то старается получить как можно больше дипломов об образовании и повышении квалификации, кто-то делает ставку на опыт работы и личные качества. Но мало кто способен сознательно планировать свою жизнь в 17 лет, после окончания школы. А потому высшие учебные заведения ещё долго будут оставаться самым простым и очевидным способом получить специальность. Даже если этот способ самый неэффективный и дорогой.

Читайте также



Справочники: