VESTA Рост налога на недвижимость решили притормозить


Аренда Продажа Новостройки Новости Добавить объявление

Рост налога на недвижимость решили притормозить

31 июля 2018

Госдума приняла, Совет Федерации одобрил, а президент в ближайшее время наверняка подпишет закон, который с 1 января 2019 года ограничивает темпы роста налога на недвижимость в тех регионах, где этот налог зависит от кадастровой стоимости. Одновременно делается несколько выгодных собственникам уточнений, и часть из них имеют обратную силу.

Инициатива о внесении изменений в Налоговый кодекс была внесена в Госдуму за подписями группы единороссов во главе со спикером Вячеславом Володиным в мае 2018 года. Одно из главных предложенных в документе нововведений — ограничение темпов и пределов роста налога на недвижимость.

Стоит вспомнить, что на принятие решения о переходе на взимание налога на недвижимость по кадастровой стоимости принятый в 2014 году закон давал регионам пять лет, в течение которых действует временный коэффициент, ежегодно на 20% постепенно увеличивающий сумму налога. При обсуждении принятого закона в первом чтении глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («ЕР») напомнил, что исчисление налога на недвижимость по кадастровой стоимости сейчас введено в 64 регионах из 85, среди них Москва и Московская область. В 28 регионах в 2017 году величина налога уже превышает инвентаризационную стоимость на 60%. Но по факту, заметил депутат, в ряде регионов суммы налога увеличились сразу на 50%, потому что из-за нехватки средств в местных бюджетах власти стараются максимально повысить кадастровую оценку (этот налог идет в казну органов местного самоуправления, а в городах федерального значения — в региональную).

Теперь на рубеж в 80% к инвентаризационной стоимости в следующем году ни один регион не выйдет: тем, где уже взята планка плюс 60%, разрешено ежегодно увеличивать платеж не более чем на 10%. Значит, налог может и дальше расти, приближаясь к кадастровой стоимости, но гораздо более медленными темпами. По факту, считают в Госдуме, при таком подходе через несколько лет он может достичь 70–80% от кадастровой стоимости максимум.

Бюджеты 28 регионов-передовиков потеряют в итоге 5,8 млрд рублей, но правительство, поддержавшее депутатскую инициативу, согласилось компенсировать эти потери из федерального бюджета.

Одновременно в механизм перерасчета имущественных налогов с 1 января 2019 года вносится ряд важных нововведений. Во-первых, если с объектом в течение налогового периода (а он в отношении имущественных налогов равен году) произошли изменения (вырос или уменьшился по площади, изменилось назначение) — эти изменения должны быть пропорционально учтены при начислении налога на имущество и организаций, и физических лиц.

Во-вторых, для граждан перерасчет земельного налога и налога на недвижимость за последние три года будет возможен лишь в сторону уменьшения, требовать от налогоплательщика доплатить больше никто не имеет права.

В-третьих, если собственник оспаривал кадастровую оценку в административной комиссии или в суде, и выяснилось, что оценка завышена, новая будет применяться при расчете налога с того момента, с которого по каким-то там причинам в кадастре допустили ошибку. Задним числом. То есть переплатившему за все эти годы гражданину деньги должны вернуть. При нынешних правилах, даже если суд встал на сторону собственника, новая оценка применяется только с момента вынесения решения суда (если речь идет о комиссии, то с момента принятия ею решения о переоценке).

И, наконец, закон вводит несколько дополнительных налоговых льгот для физлиц. Льготной категорией по земельному налогу и налогу на имущество станут дети-инвалиды, и эта льгота имеет обратную силу с 1 января 2015 года, то есть налог детям-инвалидам, которые владеют недвижимостью, будет пересчитан.

Налоговые вычеты и льготы распространятся не только на жилые дома и квартиры в целом, но и на части жилых домов и доли квартир. Эта льгота вводится с 1 января 2017 года, то есть при расчете налога за прошлый год, который надо будет платить осенью 2018 года, ее уже учтут — как и распространение льгот и налоговых вычетов на гаражи и машино-места, принадлежащие физическим лицам, но расположенные в объектах недвижимости торгового, бытового или офисного назначения (на гаражи, расположенные в жилых домах, льгота уже есть). В заключении Счетной палаты, кстати, высказаны опасения, что последняя новация может привести к массовому переоформлению гаражей организаций на физических лиц льготных категорий (пенсионеров, например) в целях ухода от налога…

Внесение всех этих изменений в Налоговый кодекс, конечно, не может обеспечить справедливость кадастровой оценки, которая иногда существенно превышает рыночную, и даже плюс 10% могут оказаться равны или больше плюс 20%, если по непонятным иногда причинам радикально увеличится стоимость налогооблагаемой базы. Президент еще в марте поручил правительству к 15 июля внести в российское законодательство изменения, направленные на совершенствование порядка исчисления налога на недвижимость. Но этот документ, который готовит Минэкономразвития, до сих пор на рассмотрение в Госдуму не поступил.

Читайте также



Справочники: