VESTA Почему российские фрилансеры не хотят выходить из тени?


Аренда Продажа Новостройки Новости Добавить объявление

Почему российские фрилансеры не хотят выходить из тени?

26 марта 2019

Ни кнут, ни пряник не помогают: рынок фриланса и самозанятых предпочитает оставаться в «серой зоне».

Государство очень хочет контролировать этот рынок: создает сервисы для быстрых расчетов, упрощает налогообложение, грозит штрафами для непослушных. Однако участники рынка упорно не хотят выходить из полумрака. В чем причина? Редакция Executive.ru задала экспертам следующие вопросы:

- Насколько теневым является рынок фриланса в РФ?
- Платят ли налоги переводчики, копирайтеры, программисты, преподаватели-репетиторы?
- Какие факторы в 2019 году будут воздействовать на то, чтобы фрилансеры вышли из тени, и какие – на то, чтобы они остались в тени?
- Окажет ли воздействие на рынок система быстрых платежей ЦБ РФ и усиление внимания к переводам со стороны банков, прежде всего – Сбербанка?

К «закрытости» рынка привыкли обе стороны

Евгений Барулин, генеральный директор fl.ru

Фриланс – это прежде всего источник заработка. Он может быть основным, с привлечением команды, и индивидуальным. Как и в любом бизнесе, во фрилансе есть положительные и отрицательные стороны. Главный плюс – это дополнительный доход вне зависимости от вашего официального дохода в компании. К примеру, на бирже можно работать неполный день и получать от 30 тыс. руб., при полной занятости доход от проведенных сделок будет равен хорошей зарплате в офисе. И это без жесткой привязки к своему рабочему месту.

Минус фриланса – ненормированный график и несвоевременная оплата работ. Причина: для заказчика поставленная исполнителю задача часто второстепенна. Поэтому часто заказчик может передвигать дедлайны и сроки оплаты от одного дня до нескольких недель.

Долгое время рынок фриланс-услуг работал в тени. К «закрытости» бизнеса привыкли обе стороны: компаниям не нравится платить почти 40% налога за работу с физлицами. Исполнители вынуждены соглашаться на условия клиента работать без оформления – у них не было альтернативы.

Но положение меняется. На основе ввода данных в приложение «Мой налог» от ФНС фрилансер получает статус самозанятого. Для заказчика это означает отсутствие дополнительных трат на НДФЛ (13%), социальных отчислений в ПФ и другие фонды (27%). Таким образом, он экономит не только бюджет компании, но и время сотрудников на оформление всех бумаг. Подобная схема работает и в Америке, когда при оформлении статуса freelance contractor отчисления происходят за счет исполнителя. Мы, как биржа, не влияем на решение «платить или не платить» налоги и отчисления. Это лежит полностью на плечах заказчика и исполнителя.

Рассмотрим наглядный пример работы с копирайтером. Райтер получает за статью 3000 руб. Его работа должна быть как-то юридически оформлена. Для этого составляется договор подряда, куда прописываются все отчисления. В случае с ИП заказчик несет налоговые траты, но с меньшим процентом. Он понимает, что по бумагам надо платить государству в любом случае. К ставке налогов добавляется и отчуждение авторских прав (10% по рынку). Итого – общая стоимость услуги возрастает на ~40%. Он приходит к выводу, что просто обналичить деньги в банке с комиссией 6-8% и ничего не подписывать – проще. А еще легче перевести оплату со своей банковской карты, это 0-1%. Большинство идут по последнему пути. Но такой путь удобен не всегда: если вы хотите «вырастить» райтера под свой бизнес, лучше заключить договор подряда. Да, вы заплатите все налоги и отчисления, но будете уверены, что хороший исполнитель не уйдет к конкурентам и априори выполнит ваши ТЗ. Ведь вы в него вложились.

То же самое и с программистами и преподавателями: в первую очередь фрилансер заинтересован в заработке, во вторую – в удержании клиента. И если заказчик готов хорошо платить, но на карту или налом, фрилансер охотно возьмет работу. И забудет о «теневой» сделке. Пока на этот осознанный риск стороны готовы идти, ситуация не изменится.

Что можно сделать в такой ситуации? Масштабно рассказывать не о результатах «сколько самозанятых установило «Мой налог», а объяснять бизнесу, как новый статус исполнителя дает право снизить траты. Это актуально для любой компании.

Люди разочарованы в пенсионной реформе и не верят в систему налогообложения

Милана Джиджоева, генеральный директор «Сотер»

С 1 января 2019 года в четырех регионах пилотно введен спецрежим для самозанятых, направленный на урегулирование и подчинение государственному контролю доходов самозанятых граждан. Правительство планомерно экспериментальным путем пытается вывести фрилансеров из тени, при этом за нарушение спецрежима вводится ответственность – штраф в размере 20% от суммы расчета. Должно ли нововведение мотивировать самозанятого встать на путь добропорядочного гражданина-налогоплательщика? Есть некоторые сомнения на этот счет.

Закон вступил в силу и действует уже два месяца, но статистика показывает, что люди неохотно регистрируют свои доходы, и тем более, не стремятся отдавать процент с честно заработанного в государственную казну. Скажем так, те, кто может избежать уплаты налогов, охотно пользуются этой возможностью. И это не вопрос недобропорядочности россиян.

К сожалению, несмотря на то, что безработица в России снизилась до рекордно низкого уровня 3,5 млн человек, по-прежнему остаются территории с напряженной ситуацией на рынке труда, где много самозанятых. Не стоит забывать и о непростой экономической ситуации в целом в стране. Люди разочарованы в пенсионной реформе и в целом не верят в систему налогообложения в нашей стране.

Убеждена, что инициаторы проекта нарисовали в своих головах идеальную картину, при которой быть налогоплательщиком престижно, статусно и общественно одобряемо, платить налоги легко и необременительно, а каждый уплаченный рубль расходуется эффективно на благо граждан. Увы, реальность далека от идеальной картины мира, поэтому в ближайшие годы закон, скорее всего, работать не будет.

Введение системы быстрых платежей могло бы ограничить незаконную деятельность фрилансеров. Например, Сбербанк пристально следит за переводами между картами физических лиц и принимает достаточно радикальные меры: при малейшем подозрении в сомнительности переводов счета пользователя блокируются до выяснения обстоятельств. К чему такое приведет?

Сбербанк – своего рода монополист в мгновенных переводах, сложно сходу назвать какую-либо альтернативу и более удобный вариант перевода средств. Но предприимчивый человек может подстроиться под любые ограничения: использовать другие сервисы или принимать оплату за оказанные услуги наличкой. Да, введение системы быстрых платежей и тотальный контроль усложнят жизнь, но никак не повысят мотивацию людей платить налоги и выходить из тени.

Платить налоги и прочие отчисления особенно не с чего

Денис Садовский, специалист по психологии воздействия телерекламы

В России подавляющее большинство фрилансеров вряд ли когда-нибудь выйдут из тени в ближайшем будущем. Причины просты: во-первых, суммы, получаемые за выполненные заказы, относительно невелики, и платить налоги и прочие отчисления там особенно не с чего. Во-вторых, у каждого фрилансера, как правило, есть уже своя наработанная база более-менее постоянных заказчиков, с которыми отработана система расчетов. В-третьих, сами заказчики фрилансеров – это, как правило, мелкий и средний бизнес, которому невыгодно показывать официально эти договорные отношения, так как компании тоже экономят каждую копейку.

Кроме того, большинство фрилансеров просто из принципа не будут «легализироваться», ибо воспоминания от вынужденного общения с государством вызывают только отрицательные эмоции. Видят смысл «выхода из тени» только те вольные специалисты, у которых появляется крупный постоянный заказчик, которому проще рассчитываться официально, и после уплаты налогов остается адекватная выполненной работе сумма вознаграждения. Тут уже возможна перспектива официальных трудовых отношений. Но пока ожидать массового «выхода из тени» фрилансеров в России не стоит.

Расчет при помощи криптовалют решает проблему самозанятых

Тимур Хусяинов, преподаватель департамента социальных наук Высшей школы экономики

Специфика фриланса заключается в том, что работники часто не имеют постоянных связей с определенными нанимателями и все время находятся в поиске. По данным анкетного опроса (сентябрь-октябрь 2018 года) в рамках исследовательского проекта «Самостоятельная интернет-занятость: между прекаризацией и нормальностью», было выявлено, что лишь 11% работников всегда заключают трудовой договор, а 60,5% не делают этого никогда. Если говорить о разного рода гражданско-правовых договорах, то они популярны среди 13% респондентов, более популярны неправовые формы соглашений – устные и письменные договоренности.

С одной стороны, это связано с тем, что подобные сделки и сам процесс выполнения работы может занимать значительно меньше времени, чем оформление документов, с другой – это может быть нежелательно для одной или обеих сторон. При этом, в условиях высокой конкуренции на рынке интернет-труда, для таких массовых профессий как копирайтеры, преподаватели, SMM-специалисты будет характерно следовать условиям клиента в вопросах заключения или незаключения какого-либо формального соглашения.

Внедрение механизмов контроля за платежами со стороны государства и банков может стать причиной для выхода из тени, но вероятнее всего – для небольшой доли фрилансеров. Появление новых сервисов и технологий для передачи денежных средств позволит и дальше оставаться в тени. Так, расчет при помощи криптовалют эту проблему решает.

Законодательство имеет не только пряники

Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Миллионы людей не платят налоги. И даже если бы хотели платить их, нет удобной формы. Есть предложение Министерства экономики – как это можно сделать удобно. Идет принятие закона о самозанятых. Создаются условия для реализации потенциала самозанятых лиц.

Несомненно, имеющийся инструмент далек от совершенства и требует ряд изменений. Более того, он охватывает пока лишь незначительное количество зарегистрированных самозанятых лиц. Однако это первый шаг, который позволит наладить систему, выстроить работающие механизмы реализации потенциала самозанятых, в том числе и фрилансеров.

Фрилансеры и самозанятые лица – понятия нетождественные. Тем не менее, значительная часть фрилансеров является потенциальными самозанятыми. При создании прозрачных условий в удобной и быстрой системе отчислений взносов государственной налоговой системе многие могут начать пользоваться едиными электронными системами.

Необходимо учитывать и мотивы данного сегмента. Переход на официальную систему со своевременными налоговыми выплатами может произойти как на основе собственной социальной ответственности, так и посредством понимания того, что законодательство имеет не только пряники. Каждый фрилансер должен понимать, что игнорирование формальных аспектов деятельности впоследствии может привести к сложностям со своим портфолио и репутацией. Более того, можно столкнуться с непосредственным фиксированием своих правонарушений. Официальные системы – это возможность зафиксировать свое портфолио не только на основе слов, а уже как формально оформленные проекты.

Многие так называемые фрилансеры и самозанятые лица не всегда предоставляют правдивую информацию своим потенциальным заказчикам. Данная система поможет справиться с такой проблемой – помочь заказчикам в поиске подрядчиков с достоверными данными, и фрилансерам с формальным подтверждением своего опыта. Таким образом, решение вопросов, связанных с выходом из тени, дает не только легализацию самой деятельности, но и будет влиять благотворно на качество товаров и услуг.

Люди не верят, что их налоги пойдут на благо

Дмитрий Задорожный, управляющий партнер Ongrad.ru

Часть фрилансеров уже вышла из тени и работает как ИП. При этом чаще на налоге в 6%, чем на патенте. Но такая форма устраивает лишь тех, кто зарабатывает хотя бы 30-40 тыс. рублей ежемесячно, потому что есть обязательный социальный платеж, и если доходы значительно ниже, фрилансер будет платить намного больше 6%. В таком случае выходить на свет просто невыгодно и нецелесообразно.

Играет роль и специфика работы. Пожалуй, самая платежеспособная категория здесь – программисты. Они часто работают на подряде параллельно с разными заказчиками. И у нас есть опыт взаимодействия с целыми командами удаленных разработчиков, которые официально оформляют свою деятельность. Копирайтерам же удобно выводить заработок на карту через биржи. А если удобно, зачем делать по-другому? Тем более что фриланс в копирайтинге приносит по большей части скромные доходы. Так же невыгодно платить налоги одиночным переводчикам и преподавателям-репетиторам.

В России люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне и социальной защищенности, а потому не верят, что их налоги пойдут на благо. Поэтому, серьезных предпосылок к тому, чтобы фриланс вышел из тени, не наблюдается. Возможно, ситуацию мог бы изменить тотальный банковский мониторинг. Но есть множество альтернативных способов оплаты, например, виртуальные карты иностранных платежных систем.

В регионах случаи банковского контроля и блокировки карт в результате регулярных переводов от физических лиц – единичны. Пока такие меры не носят массовый характер.

Многое зависит от государства. Например, фрилансеров надо убедить делом, что их деньги используются рационально, а не «растворяются в карманах». Ну и стимулировать путем упрощения бюрократических процедур, которые до сих пор носят устрашающий характер даже для самых простых форм предпринимательства.

Сначала всех перепишут, а потом поднимут налоговую ставку

Сергей Елисеев, президент Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров

Вместо точной цифры назову принципы деления доходов фрилансеров на «черные» и «белые». Зачастую не декларируют и не платят налоги индивидуальные профессионалы, оказывающие услуги непосредственно физическим лицам: коучи, психологи, тренеры (и спортивные тоже), репетиторы, переводчики, дизайнеры, программисты, копирайтеры, инфобизнесмены...

Обычно получают наличные или перевод на карту (даже с учетом текущих ужесточений переводов по картам). Часть из них при этом имеет ООО, ИП и налоговый статус самозанятых. Проводят через налогооблагаемые счета то, что не могут получить наличными: заказы от юридических лиц, платежи от агрегаторов услуг, заказы от дотошных клиентов, крупные суммы, требующие договора и гарантий... Итого, одни и те же люди одновременно находятся в зоне «белых» и «черных» расчетов.

«Обелению» поспособствует режим налогообложения самозанятых. Раньше профессионалы с небольшим или нерегулярным потоком заказов не хотели «заморачиваться» с регистрацией и отчетностью по ИП или ООО, теперь же есть относительно простой способ «обелиться». Прирост официальных фрилансеров простимулирует рост фискального контроля и платежей по картам, и если вдруг такое сбудется, то рост заказов от крупных и средних компаний.

Всеобщему росту будет противодействовать недоверие к государственной машине, вызванное плохими примерами: сложность коммуникаций (даже с электронным кабинетом), двойные взыскания, блокировка счетов, трудности по исправлению ошибочных расчетов «налоговой» и страхом, что сначала всех перепишут, а потом поднимут налоговую ставку.

Будет и традиционный макротренд: в условиях кризиса, сжатия спроса спасительная реакция малого и среднего бизнеса – это уход «в тень». Система быстрых переводов вряд ли окажет существенное влияние – дело не в удобстве и скорости платежей, а в структуре контрагентов. В целом, количество официальных фрилансеров-налогоплательщиков будет неизбежно расти.

Никто не знает, сколько в России фрилансеров

Юлия Русинова, директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол»

Точный объем теневых доходов самозанятых вычислить сложно, потому что никто не знает, сколько таких граждан занято в экономике. Оценки варьируются в диапазоне 12-25 млн человек. По данным Высшей школы экономики, в 2017 году в России насчитывалось 13 млн неформально работающих граждан. Эти данные коррелируют с результатами исследования центра НАФИ, которое в том же году выявило 18% фрилансеров (около 12,5 млн человек) в экономически активном населении.

Теперь попробуем оценить доходы. По данным Avito, в 2018 году средний доход фрилансера составил 44 тыс. рублей в месяц. Соответственно, объем доходов самозанятых граждан составляет как минимум около 7 трлн рублей в год или 8-9% ВВП. Это относительно близко к оценкам теневых доходов Росстатом –10-14% ВВП.

Думаю, к выходу из тени самозанятых подтолкнет специальный налоговый режим. Во-первых, они должны будут отчислять в ФНС всего 4% своего дохода при продаже услуг или товаров физлицам и 6% – юрлицам или ИП. Это самый низкий в России налог на доходы. Во-вторых, он освобождает самозанятых от уплаты НДФЛ и НДС, а также от обязательных взносов в фонды социального и пенсионного страхования (только по желанию). В-третьих, он подразумевает максимально простой бухгалтерский учет.

Дополнительным стимулом, на мой взгляд, станет простота технических решений для самозанятых. Для взаимодействия с налоговой и кассовых расчетов с клиентами можно использовать бесплатное мобильное приложение «Мой налог». Не нужно будет составлять бумажную отчетность, письменно заполнять декларации, выстаивать очереди в налоговых инспекциях. По словам главы ФНС, в приложении уже зарегистрировались более 40 тыс. человек. И это только за три месяца со времени введения налога «на самозанятость».

Впрочем, есть факторы, сдерживающие выход фрилансеров из тени, например, банальное нежелание платить налоги, недоверие к государству, техническая неграмотность. Думаю, со временем эти сложности будут преодолены.

Система быстрых платежей ЦБ может послужить инфраструктурой для легализации доходов многочисленных фрилансеров. Она станет универсальной для всех пользователей, а в перспективе в ней будут доступны платежи c2b, интересные, в том числе, самозанятым. Полагаю, банки не особо хотят нести бремя контроля за движением средств на счетах миллионов «физиков». Поэтому у Системы быстрых платежей большие шансы стать удобной площадкой для отработки таких технологий под контролем ЦБ.

Читайте также



Справочники: