VESTA
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Почему молодежь боится идти в бизнес: странные итоги опроса ВЦИОМа27 февраля 2019
Опубликованы результаты регулярного социологического опроса об отношении россиян к бизнесу и бизнесменам — его провел «ВЦИОМ-Спутник». Картина получилась противоречивой: чаще всего о желании иметь свой бизнес заявляли люди 45–59 лет. Первое, на что все сразу обратили внимание: 62% россиян считают, что честный бизнес вести в нашей стране невозможно. Это к вопросу об инвестиционном климате, который в России по рейтингу Doing Business (его считают во Всемирном банке) неуклонно повышается. Впрочем, в 2007 году по результатам аналогичного опроса не верили в возможность честного отечественного бизнеса 69% россиян, так что прогресс есть, но за 12 лет он явно мог бы быть ощутимее. Почему честный бизнес невозможен, ответ у респондентов есть: налоги, бюрократия, коррупция, отсутствие реальной поддержки со стороны государства. Строго говоря, все это, увы, не новость. Любопытна оборотная сторона того же опроса: 89% россиян положительно относятся к бизнесменам, и эта доля постоянно растет. С одной стороны, это замечательно. Ведь предпринимательская инициатива — это далеко не полностью раскрученный резерв развития экономики России: чем шире ее опоры, тем лучше. С другой — если вести честный бизнес невозможно, то образ, старательно прививаемый многочисленными ТВ-сериалами (бизнесмен — синоним преступника), не так уж далек от реального положения дел. Тогда почему же он, несмотря ни на что, вызывает у россиян положительные эмоции? Это уже шире инвестиционного климата. Это поддержка обществом фигуры предпринимателя вопреки существующей системе правоприменения, которая легко превращает его в преступника. Это, если угодно, негативная социальная оценка налогового администрирования, действий правоохранительных органов на экономическом поле, «справедливости» решений, выносимых «независимыми» судами. Это такое отношение народа к государству, которое никак не дает повода таким государством гордиться. Парадокс: все социологи постоянно отмечают популярность в обществе патерналистского понимания государства. Именно оно, а не мы сами, как считают многие, должно решить практически любые проблемы — и вот облом: оказывается, по крайней мере в сфере экономики важнейшие государственные институты получают негативную оценку населения. На этом загадки, которые задают результаты опроса, не закачиваются. Частный российский бизнес, если верить респондентам, расширяется: в 2013 году среди ответивших на опрос было 5% тех, кто имел собственный бизнес, сейчас — 10%. Но если в 2016 году 34% респондентов хотели бы начать свой бизнес, то сейчас к этому стремится только 25% участников опроса. Эти данные можно интерпретировать так: хотя популярность частного предпринимательства в обществе высока, число самих предпринимателей приближается к тому, чтобы стабилизироваться. Но самые любопытные черты российскому частному предпринимателю придают следующие результаты опроса: чаще всего о желании иметь свой бизнес заявляли люди 45–59 лет. Это зрелый возраст, в нем начинать свой бизнес чаще всего стремятся уже не ради реализации мечты, не следуя за каким-то открытием (или надеждой на него), не ради амбиций, а скорее от отчаяния. От того, что весь предыдущий профессиональный, карьерный и вообще жизненный путь не привел к успеху, прежние расчеты не оправдались, впереди — полунищенская пенсия, и частный бизнес — последняя надежда остаться на плаву. Но и в этих условиях выбор в пользу частного предпринимательства — смелое решение, вызывающее уважение хотя бы потому, что человек не обивает какие-то пороги, а рассчитывает прежде всего на самого себя. И верит в свои силы. Россия будет тем богаче, чем больше будут ответственность и самостоятельность ее граждан, чем больше они будут готовы взять свою судьбу в свои руки. Читайте такжеНовостройки ждет грандиозная распродажа Выселить с наценкой. Конституционный суд объяснил, как платить за изъятую для нужд государства недвижимость Особенности рынка недвижимости Сербии Цены начали ползти вниз. Новостройки в Москве и Подмосковье в январе-феврале 2019 года: ипотека становится слишком дорогой для покупателей |
||||||||||||
|