VESTA Фриланс без иллюзий: как начать работать на себя и не разочароваться


Аренда Продажа Новостройки Новости Добавить объявление

Фриланс без иллюзий: как начать работать на себя и не разочароваться

1 апряля 2019

Из тех, кто давно работает в офисе, многие мечтают из него сбежать в свободный режим работы на себя. Январский опрос на hh.ru показал, что большинство офисных сотрудников (85%) рассматривают в будущем возможность работать удаленно. При этом только 23% опрошенных думают о фрилансе, 62% хотели бы работать удаленно, но в штате компании. Понятно, что удаленная работа в штате более стабильна, чем фриланс, и дает больше гарантий. Зато фриланс дает больше свободы. Или это иллюзия? К чему готовиться, если вы подумываете поменять офис на фриланс?

Фриланс кажется идеальным миром: работаешь из дома в удобном графике и темпе, не тратишь время на дорогу и бесполезные совещания. Будь вы хоть совой, хоть жаворонком, хоть любителем поспать днем, — эти индивидуальные привычки перестают конфликтовать с рабочим расписанием. При удачном раскладе работу можно совмещать с уходом за ребенком и благодаря этому обойтись без детского сада и сэкономить на няне — для многих молодых мам это важно. Для интровертов, которых вечно раздражают коллеги, фриланс — вообще просто мечта. Наконец, искать работу можно без привязки к конкретному городу или даже стране (смотря чем занимаешься).

На самом деле у фриланса есть и минусы, и они довольно существенные. Лучше знать о них заранее — тогда к ним проще подготовиться. А кто-то, без иллюзий взвесив все за и против, поймет, что фриланс вообще не для него.

Жирные минусы фриланса

Придется самостоятельно искать заказчиков. Это отдельное «искусство» — надо научиться продавать свои услуги. Наивно думать, что если вы хороший специалист, то заказы сами потекут рекой. Нет, сначала придется сильно потрудиться, чтобы о вас узнали. Даже если у вас уже имеется постоянный крупный заказчик, на которого вы рассчитываете, он может прекратить сотрудничество с вами в любой момент. Например, потому что ему урезали бюджет или из-за того, что уволился менеджер, с которым вы держали связь, а новый «привел» своего фрилансера. Поэтому всегда надо искать запасные варианты на всякий случай, расширять базу клиентов. Помните о том, что фриланс — это фактически предпринимательская деятельность. Вы не защищены трудовым договором и гарантиями, у вас гражданско-правовые отношения. Словом, придется крутиться. И никаких гарантий. Чтобы стать успешным фрилансером, надо иметь предпринимательскую жилку.

Никаких гарантий — это значит, совсем никаких гарантий. Забудьте то время, когда, что бы ни происходило, вам два раза месяц «падала» на карту энная сумма. У вас больше не будет зарплаты, а будет вознаграждение, о котором, во-первых, надо уметь договариваться, чтобы не продешевить, но и не отпугнуть клиента слишком высоким ценником. Во-вторых, вознаграждение зависит от количества заказов, а оно теперь будет неравномерным от месяца к месяцу. В-третьих, вознаграждение бывает не так-то просто получить. Всё может быть: и клиенты-мошенники, которые просто не хотят платить, и серьезные заказчики из крупного бизнеса, но с такой неповоротливой системой согласования документов, что получить вознаграждение от них через полгода — нормально. Дело в том, что просрочка выплаты зарплаты грозит компании гораздо большими юридическими неприятностями, чем просрочка оплаты по обычному договору. Фрилансеры — не работники, а обычные подрядчики. Поэтому вам придется еще и научиться контролировать свои расходы: с доходами в одном месяце может быть густо, в другом пусто. И да, думать, что вы будете работать только на условиях предоплаты, наивно.

Клиент всегда прав. Давайте будем честны: фриланс — это работа не на себя, а на клиента. Вы, скорее всего, будете гораздо сильнее зависеть от субъективной оценки вашей работы клиентами, чем сейчас зависите от субъективной оценки руководства. Периодически будут возникать такие ситуации: вы всё сделали качественно и профессионально, но клиенту просто не нравится результат. И он просит всё переделать, иначе не заплатит. Конечно, в какой-то мере от таких историй защищает правильно составленный договор. Но вы готовы тратить время и силы на суд ради взыскания долга? А деньги на юриста? А потерять клиента и получить репутацию сутяжника, которая может отпугнуть от вас других потенциальных клиентов, вы готовы? Как видите, всё гораздо сложнее, чем конфликт с недовольным начальством.

Свободный график — иллюзия. Во-первых, в зависимости от характера вашей работы вам, возможно, придется быть на связи тогда, когда это удобно заказчикам, а не вам. Во-вторых, многие из тех, кто перешел на фриланс, устав от работы на износ в офисе, потом с удивлением осознают, что работы не стало меньше — ее стало даже больше. В лучшем случае за те же деньги, в худшем — за меньшие. Почему так происходит? Смотрите, работая в офисе, вы некоторую долю своего времени вынуждены тратить всякую «ерунду» — совещания, утомительную переписку с клиентами, оформление документов и отчетов. На фрилансе вы тоже от этого никуда не денетесь, разве что от совещаний избавитесь. Отчитываться придется и перед клиентом, и перед налоговой, если вы собираетесь работать вбелую (а если нет, то у вас появятся новые серьезные риски). Все эти процессы отвлекают, но потраченное на них время не оплачивается, потому что деньги вы на фрилансе будете получать за результат, а не за присутствие в офисе с 9.00 до 18.00. Плюс закладывайте время на раскрутку себя как профессионала и поиск клиентов. А еще у вас не будет оплачиваемого отпуска и оплачиваемых больничных. Вы очень быстро начнете смотреть на свои выходные как на потерянные деньги.

Все расходы — за ваш счет. Если вам кажется, что для вашей деятельности никаких расходов и не нужно, вам это только кажется. Скорее всего, как минимум, потребуется профессиональное программное обеспечение, которое раньше оплачивал работодатель, оргтехника и ее обслуживание — вы удивитесь, как быстро всё это начнет выходить из строя совершенно не ко времени. Легальный фриланс с регистрацией ИП предполагает не только уплату налогов (НДФЛ или налога на упрощенной системе налогообложения), но и уплату взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования — сейчас их за вас платит работодатель. Плюс расходы на банковское обслуживание. Прежде чем решаться уйти на вольные хлеба, посчитайте не только возможные доходы, но и эти обязательные расходы и соотнесите их друг с другом. А тем, кто сейчас «страдает» в офисе с неплохим соцпакетом и привык, например, к хорошему ДМС, важно оценить, во сколько будет обходиться аналогичное обслуживание за свой счет. Либо снизить запросы.

Ограниченный карьерный и профессиональный рост. Ограниченный — это мягко сказано, если вы мечтаете о карьерных вершинах, то фриланс, конечно, совсем не для вас, разве что на какое-то время. Он больше подходит тем, кому близок горизонтальный тип карьеры. И если вы хотите «прокачаться» в каких-то навыках, перенимая опыт старших коллег, то на фрилансе это тоже получится не так эффективно, как при работе бок о бок.

Трудно сосредоточиться. Дома, когда никто вас не контролирует, сосредоточиться над работой гораздо сложнее, чем в офисе. Множество отвлекающих бытовых факторов. И соблазнов для прокрастинации тоже — хочется залезть в соцсети, потом включить музыку, телевизор, перекусить и еще раз перекусить. Нужна огромная самоорганизованность, а обладают ею единицы.

Нехватка общения по рабочим вопросам. Если вы экстраверт, то для вас это через какое-то время станет значимой проблемой.

Не испугались и готовы к трудностям? Хорошо, тогда ниже вы найдете несколько полезных советов.

Как подготовиться к переходу на фриланс

В идеале решение о переходе на фриланс должно быть взвешенным, а переход к такому формату работы — постепенным. Конечно, бывает, что жизнь вынуждает действовать не раздумывая, но мы сейчас говорим о случаях, когда есть время на подготовку.

Прокачайте профессионализм

От вашего профессионального развития напрямую зависит ваш доход. Интенсивы, мастер-классы, онлайн-курсы выбирайте тщательно, вам нужны такие, которые ценятся в профессиональном сообществе. Пока заказчики не знают вас в деле, о ваших навыках будут свидетельствовать «корочки». Читайте нон-фикшен по специальности и смежным темам, старайтесь анализировать прочитанное.

Заводите связи

Ходите на конференции, читайте тематические сообщества в социальных сетях, знакомьтесь с создателями потенциально интересных для вас проектов. Учитесь вести переговоры, прочтите, например, «Сначала скажите “Нет”» Джима Кемпа и «Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди. Знакомства конвертируются в будущие заказы и удачные сотрудничества.

Работайте над имиджем

Загодя начните работать со своим имиджем эксперта в том или ином деле. Тогда вам будет гораздо проще привлекать клиентов, когда вы решитесь пуститься в свободное плавание. О том, как создать себе имидж профессионала в социальных сетях, мы рассказывали здесь.

Изучайте нужные инструменты

Продумайте процесс взаимодействия с клиентами: как вы будете общаться, передавать им результаты работы, где будете хранить выполненную работу, как обезопасите себя от внезапных капризов техники, компьютерных вирусов и мошенников? Возможно, вам придется для этого освоить новые программы, подобрать подходящие облачные хранилища, инструменты для планирования задач.

Начните с подработки

Начните брать первые заказы, не уходя с работы. Так вы начнете обрастать клиентами и заодно прочувствуете, что такое фриланс

Выберите вариант оформления

Многие работают без всякого оформления. Но крупным клиентам не всегда удобно работать с физическими лицами без статуса ИП: это дополнительные налоги и юридические риски. Индивидуальные предприниматели — совсем другое дело: заказчикам удобно перечислять им деньги, не надо думать о налогах. О налогах придется думать вам, но для этого есть специальные бухгалтерские системы. Они отслеживают доходы, считают налоги и подсказывают, когда надо их оплачивать, это можно сделать буквально в несколько кликов. Еще такие системы позволяют легко выставлять счета заказчикам и отслеживать их оплату. Еще один вариант — в отдельных регионах можно применять специальный налоговый режим для самозанятых, не регистрируя ИП. Заранее просчитайте возможные варианты и выберите, что подходит именно вам.

Составьте договор

Крупные компании-заказчики, как правило, работают по своим шаблонам договоров. Для остальных заказчиков составьте свой вариант, простой и удобный для вас. Например, внесите в него пункт о том, что переписка по электронной почте имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон. Не стоит бездумно скачивать в интернете первый попавшийся бесплатный шаблон — во-первых, он может быть с ошибками или с условиями, которые вам не подходят, во-вторых, лучше все-таки составить с юристом документ с учетом ваших особенностей.

Полезные привычки фрилансера

И напоследок — несколько простых советов, которые помогут организовать работу на фрилансе с максимальной эффективностью и снизить риск выгорания.

1. Постарайтесь не работать в местах, не предназначенных для этого — например, в кровати или на кухне. Организуйте для себя полноценное рабочее место. Настройте высоту рабочего стола, поставьте слева источник света, купите эргономичный стул с удобной спинкой и подлокотниками — например, «Маркус» из «Икеи». Возьмите за правило периодически наводить на столе порядок.

2. Установите границы своего рабочего дня, например, с 9 до 18 или с 12 до 21 — как у обычного восьмичасового дня в офисе. Предупредите коллег и клиентов, что ваш рабочий день ограничен этими часами. Это избавит от ситуаций, когда кто-то попросит вас, например, срочно поправить макет в полночь. Правда, есть фрилансеры, которые сознательно транслируют клиенту, что могут быть на связи в режиме 24 на 7. Это, конечно, преимущество, но жить так очень тяжело. Так что решать вам.

3. Не забывайте и не ленитесь фиксировать с клиентами все договоренности. Работа на доверии — это, конечно, хорошо, но вы рискуете поработать на кого-то бесплатно. А еще старайтесь обсуждать текущие нюансы работы в переписке. Да, созвониться быстрее, но потом в случае недоразумений вы не докажете, кто что сказал. Переписка надежнее.

4. Разбивайте день на части по виду работы. Например, утром до полудня — текучка, потом работа над серьезной задачей, после обеда — работа, которая требует созвона и переписки с клиентами.

5. Придерживайтесь режима. Допустим, вы установили свое личное начало рабочего дня в 10:00. Очень большой соблазн проснуться в 9:50 и сразу сесть за компьютер. Не поддавайтесь этому соблазну, иначе будет ощущение, что всю жизнь проводите за монитором. Вставайте минимум за час, завтракайте, делайте зарядку — у мозга должно быть ощущение обычного рабочего графика.

6. Делайте перерывы в работе. Сходите в магазин, на прогулку, выгуляйте собаку. Разрешите себе отрываться от дел: никто не умрет, если вы ответите на письмо не сразу, а через час. Такая «перезагрузка» даст мозгу восстановиться. К тому же во время прогулки, пока мозг работает «в фоновом режиме», решение сложной задачи может прийти само собой. Но важно в этом тоже придерживаться строгого режима, чтобы не увязнуть в прокрастинации.

7. Выбирайтесь из дома. Если днем работать, а вечером отдыхать в одном и том же помещении, можно «закиснуть». Попробуйте иногда работать не дома, а в кафе, коворкинг-центре, парке или библиотеке. Если понравится, начните практиковать работу из подобного выездного офиса раз или два в неделю — это разбавит рутину.

8. Одевайтесь. Может казаться, что одежда не влияет на продуктивность, но пижама явно не способствует рабочему настроению. Надевать пиджак и галстук необязательно, просто приведите себя в порядок, чтобы провести границу между работой и отдыхом.

Если вы начинаете работать удаленно, прочтите книгу «Remote. Офис не обязателен». Авторы — предприниматели Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон — создали успешную компанию, все сотрудники которой работают удаленно. В книге они рассказали, как им удалось максимально эффективно выстроить рабочий процесс. Некоторые советы могут показаться банальными, но проверьте их на практике: они работают.

Читайте также



Справочники: